Очарование вышивки бидермейера

Едва ли найдётся в истории искусства художественный стиль, столь бесконечно и искренне любимый одними, и столь же категорично отвергаемый другими, вызывающий столько споров и рассуждений о том, что это и не стиль вовсе, а так – проявление мещанского безвкусия. Бидермейер (от нем. Bieder – простодушный, обывательский) как явление в искусстве, культуре, общественной жизни действительно не до конца исследован. Общепринято считать, что он возник в Австрии в 1815 году и просуществовал до 1848 года, преимущественно в Австрии и Германии, хотя распространен был по всей Европе. Бидермейер, «подаривший обывателям мир тихих семейных радостей, после наполеоновских походов и революций казался «оазисом счастья», когда в любой европейской столице можно было наслаждаться сервисом и кухней, грезить венским беззаботным весельем в вихре вальсов, наслаждаться картинами немецких мастеров, где каждая деталь «просилась» переместиться с холста в реальный мир - настолько точно и убедительно воспроизвел ее художник».1 Пришедший на смену ампиру, с его пафосом, яркими красками, военной атрибутикой, тяжелыми портьерами и большими настенными коврами в старинном духе, он не кичился богатством: позолота, дорогие материалы, бронзовые украшения ушли в прошлое. И он отказался от классицизма с его заимствованиями из античности. Иногда бидермейер называют смесью ампира и романтизма - может быть…

Стиль камерный и сентиментальный, с его нежными пастельными красками, легкий и воздушный по сравнению с ампиром, он глубоко проник в частную жизнь, особенно немецких бюргеров. Его главными чертами стали уют, простота и удобство обстановки. Несмотря на свое «не аристократическое» происхождение, он проник и в дворцовые интерьеры, привнеся домашний уют и тепло в холодные залы замков. «В нем гармонично соединялись тот образ жизни, которого желала и который практически вела буржуазия, и вещный мир, окружавший человека. Более всего бидермейер проявился в интерьере, мебели, костюме, предметах декоративно-прикладного характера 2.

Идеализм, сентиментальность, любовь к малому, столь характерные для бидермейера нашли свое отражение и в вышивке.В те времена рукоделием занимались преимущественно женщины буржуазного сословия3. У себя дома или даже в гостях дамы собирались в гостиных и раскладывали перед собой ткани и швейные принадлежности. Но если в 18 и самом начале 19 века обычным времяпрепровождением были белошвейные работы, то с наступлением бидермейера популярной стала вышивка по цветным схемам на холсте. С величайшим азартом бюргер-фрау принялись за преобразование своих скромных интерьеров в соответствии с веяниями моды. Великолепно расшитые обивки для стульев и диванов, каминные экраны, подушки и сонетки, скатерти и коврики привнесли неповторимый уют во внутреннее убранство домов и стали неотъемлемой частью интерьеров того времени.

Бидермейер - время сентиментальности, потребность в любви, дружбе, нежности сродни потребности в воздухе или хлебе насущном.

Вышитые миниатюры, сумочки, монетницы, записные книжечки, кошелечки, саше, игольницы, книжные закладки, все эти милые мелочи, трогательные знаки любви и внимания, создавались в подарок родным и подругам. Вышитыми свидетельствами привязанности к супругам или «сердечным друзьям» стали кисеты, табачницы, бумажники, шкатулки. 

Вышивка в одежде не исчезла, но стала более камерной. Ею украшали мужские подтяжки, жилеты, домашние туфли, фески, ночные колпаки, детские чепчики и другие предметы туалета, скрытые от чужих глаз.

Так, благодаря повсеместному увлечению рукоделием и систематическому рукодельному образованию4, в первой половине XIX века было создано бесчисленное количество самых разнообразных вышитых изделий. Многие из них сохранились до наших дней благодаря музейным собраниям Германии, Австрии, Англии, Франции, России, США и конечно частным коллекциям. Но как ни жаль, вплоть до последнего времени, искусствоведами не уделялось большого внимания изучению вышивки бидермейера, она была незаслуженно недооценена, отчего музейные коллекции вышивок не такие значительные, как могли бы быть... Неудивительно, что сегодня все эти вещи одни из самых популярных в антикварной среде, и их с удовольствием приобретёт каждый, кто не постесняется признаться в симпатии к бюргерскому вкусу.

1Костко О. Ю. Бидермaйер в фондах ТМИИ [Электронный ресурс]. – URL:читать

2Козьякова М.И. Эстетика повседневности: Материальная культура и быт Западной Европы 15 - 19 веков. - М.: ГИТИС, 1996. - С.162.

3Надо иметь в виду, что простые швейные вещи для дома выполнялись прислугой (если их не отдавали в мастерские), а вот более тонкая работа оставалась прерогативой дам.

4В начале XIX в. в европейских странах открываются школы для девочек, где обучение рукоделию было одним из основных предметов.


Библиография

1. Голенок Г. В. Феномен в повседневности в культуре // Знание, понимание, умение.– 2009. – № 2 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: читать

2. Козьякова М.И. Эстетика повседневности: Материальная культура и быт Западной Европы 15 - 19 веков. - М.: ГИТИС, 1996. - 173 с.

3. Костко О. Ю. Бидермaйер в фондах ТМИИ [Электронный ресурс]. – URL: читать

4. Groenwoldt, Ruth. Stickereien Von Der Vorzeit Bis Zur Gegenwart Aus Dem Besitz DES Wuerttembergischen Landesmuseums Stuttgart under Der Schloesser Ludwigsburg, Solitude Und Monrepos.- Hirmer Verlag, 1993.- 287 s. 

5. Muller, Heidi. Rosen, Tulpen, Nelken ...: Stickvorlagen des 19. Jahrhunderts aus Deutschland und Österreich.- für Dt. Volkskunde, 1982.-16 s.

© Обзор Беликова Я.И., 2014


Иллюстрации в тексте:

Фердинанд Вальдмюллер (1793-1865) (Австрия)«Розы» (1843).Из коллекции князя Лихтенштейна (Австрия, г. Вена).

Георг Фридрих Керстинг (1785-1847) (Германия)«Вышивальщица у окна» (1812). Из коллекции Дрезденской картинной галереи(Staatliche Kunstsammlungen) (Германия, г. Дрезден).


Иллюстрации из книг:

Bergemann, Uta-Christiane. Stickereien.- Berlin: Akad.-Verl., 2000.- 419 s.- URL: читать

Groenwoldt, Ruth. Stickereien Von Der Vorzeit Bis Zur Gegenwart Aus Dem Besitz DES Wuerttembergischen Landesmuseums Stuttgart under Der Schloesser Ludwigsburg, Solitude Und Monrepos.- Hirmer Verlag, 1993.- 287 s.

Игольница. Вышивка шерстью на шелковом газе. Германия (ок. 1820 г.). Из коллекции Вюртембергского земельного музея в Штутгарте и замков Людвигсбург, Салитюд и Монрепо (Германия, г. Штутгардт) http://www.landesmuseum-stuttgart.de
11142012_170957.jpg

Ковер. Вышивка шерстью по полотну. Германия (ок. 1830-1840 гг.). Из коллекции музея Новый Дворец в Потсдаме (Германия, г. Потсдам).
11142012_171552.jpg

Держатель катушек с игольницей (1860-1870 гг.) Из коллекции Вюртембергского земельного музея в Штутгарте и замков Людвигсбург, Салитюд и Монрепо (Германия, г. Штутгардт) http://www.landesmuseum-stuttgart.de
Abb12.jpg

Бумажник. Вышивка шерстью на шелковом газе. Германия (1830-1840 гг.). Из коллекции Вюртембергского земельного музея в Штутгарте и замков Людвигсбург, Салитюд и Монрепо (Германия, г. Штутгардт). http://www.landesmuseum-stuttgart.de
11142012_171051.jpg

Подушечка для иголок. Вышивка шерстью и шелком по шелковому газу. Отделка шелковая синель. Германия (ок. 1820-1830 гг.). Из коллекции музея Новый Дворец в Потсдаме (Германия, г. Потсдам).
11142012_171924.jpg

Наперстки и ножницы для вышивки (вторая половина XIX в.). Из коллекции Вюртембергского земельного музея в Штутгарте и замков Людвигсбург, Салитюд и Монрепо (Германия, г. Штутгардт). http://www.landesmuseum-stuttgart.de
Abb11.jpg

Блокнот. Вышивка шерстью на шелковом газе. Южная Германия (ок. 1830). Из коллекции Вюртембергского земельного музея в Штутгарте и замков Людвигсбург, Салитюд и Монрепо (Германия, г. Штутгардт). http://www.landesmuseum-stuttgart.de
11142012_171153.jpg

Складной стульчик. Вышивка шерстью и шелком по полотну. Германия (ок. 1830). Из коллекции музея Новый Дворец в Потсдаме (Германия, г. Потсдам).
11142012_222928.jpg

Записная книжка. Вышивка шелком и бисером на шелковом газе. Германия (1830-1840 гг.). Из коллекции Вюртембергского земельного музея в Штутгарте и замков Людвигсбург, Салитюд и Монрепо (Германия, г. Штутгардт). http://www.landesmuseum-stuttgart.de
111142012_171051 2.jpg

Стульчик для ног (пуф). Вышивка шерстью по полотну. Германия (1830). Из коллекции музея Дворец Шарлоттенхоф (Германия, г. Потсдам).
11142012_171433.jpg

Книга (дневник?) с вышитой обложкой. Вышивка шерстью по шелковому газу. Германия (ок. 1830-1840 гг.). Из коллекции музея Новый Дворец в Потсдаме (Германия, г. Потсдам).
11142012_172137.jpg

Мужские подтяжки. Вышивка шерстью по шелковому газу. Германия (ок. 1830). Из коллекции музея Новый Дворец в Потсдаме (Германия, г. Потсдам).
11142012_172304.jpg